Неделю назад Владимир Путин подписал указ о фактической национализации проекта «Сахалин-2». Управляющая компания возвращается с Бермудских островов в Россию
Источник: 103news.com
Теперь дошла очередь и до «Сахалина-1». Схожесть здесь следующая. Оба проекта реализуются по грабительскому «Соглашению о разделах продукции», о котором мы подробнее также рассказывали в публикации выше.
Основное отличие Сахалина-2 от Сахалина-1 заключается в том, что специализация «второго» — это экспорт СПГ, а «первого» — экспорт нефти марки Sokol.
В лучшие годы на «Сахалине-1» добывалось порядка 400 тыс. б/с, что является вполне приличным объемом для отдельно взятого проекта. В последние годы, после общего сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК на «Сахалине-1» стало добываться 220 тыс. б/с.
Однако после фактического выхода из проекта компании ExxonMobile, добыча рухнула аж в 20 раз до 10 тыс. б/с. Основная причина — отзыв специалистов, что усложняет эксплуатацию оборудования, поставщиком которого также является Запад.
Основная проблема заключается в том, что добыча на «Сахалине-1» ведётся по западным технологиям и при помощи западного оборудования. У России имеются соответствующие возможности организации добычи в регионе, что показывает пример ныне строящегося «Сахалина-3», который ещё несколько лет назад попал под западные ограничения и на котором до «Северного потока-2» работал знаменитый «Академик Черский». Но, судя по всему, «Сахалин-1» придётся полностью перестраивать.
В связи с этим в Госдуме уже заявили, что «Сахалин-1» ждёт такая же судьба, как и «Сахалин-2». Правда, имеется один важный момент, которые не позволит «первому» в точности повторить «судьбу» второго.
Это наличие в структуре акционеров компании из дружественной страны — Индии.Структура акционерного капитала «Сахалина-1» выглядит следующим образом:
30% — ExxonMobil (США)
30% — Sodeco (Япония)
20% — ONGC (Индия)
20% — Роснефть
Просто взять и полностью национализировать проект, как это фактически произошло с «Сахалином-2», не получится. Хотя, безусловно, «Сахалин-1» будет переведен в российскую юрисдикцию из офшора.
Более того, ONGC рассматривает возможность увеличения доли в проекте за счёт «освобождения» доли ExxonMobile. То есть, индийцы хотят довести свою долю до 50%.
В этом контексте имеет смысл рассмотреть не только американскую долю, но и японскую. Смысла в нахождении Sodeco после откровенно вражеских шагов Токио, никакого нет. Поэтому фактическому перераспределению (неважно, как оно будет оформлено официально) подлежит не только доля ExxonMobil, но и доля Sodeco. Итого 50%.
Здесь России в лице «Роснефти» необходимо увеличить свою долю до контрольного пакета (50% + 1 акция), остальное (50% минус 1%) пусть остаётся за Индией. Заодно будет гарантированный сбыт продукции.
Технические сложности с проектом преодолеть возможно. Да, на перестройку потребуется время, но вариантов нет. Впрочем, тот факт, что ONGC хочет увеличить долю в проекте, говорит, что никаких стратегических проблем с «Сахалином-1» нет. В противном случае индийцы бы не рвались к работе.
Свежие комментарии